Бунт на продажу
кільки в томатi
| 16
| Розділ: | 11 червня 2008 14:03
Консюмеризм (вещизм, или даже если хотите - потреблятство), одна из наиболее обсуждаемых критиками массового общества современных проблем. Антиконсюмеристы говорят даже о вирусе вещизма, которым уже заражены жители северной америки, а теперь злые империалисты используют его для порабощения экономически менее развитых стран.
«Современный глобалисткий империализм использует вирус синдрома «потреблятства» как биологическое оружие. Внедрение «американского образа жизни», основанного на эскалации потребления – обязательная составляющая происходящих сегодня глобализационных процессов. Легко покорить страну, жители которой думают только о наживе и об удовлетворении своих прихотей. Бусы, зеркала и виски были в руках колониалистов оружием не менее действенным, чем ружья»
Под бусами, привлекающими неразумных аборигенов, они подразумевают глобальные бренды, под виски, затуманивающим разум – вал брендовой рекламы.
По мнению же авторов «Бунта на продажу» эскалация консюмеризма происходит не от «подавления» корпорациями индивидуальной свободы потребителей, навязывания им ненужных товаров и промывания мозгов с помощью рекламы, как утверждают апологеты контркультуры, а от таких базовых социально-экономических эффектов как «проблема коллективных действий» и «конкурентное потребление позиционных благ».
1) «Проблема коллективных действий» описана в учебниках по экономике (в разделе посвященном олигополиям) и иллюстрируется «диллемой узника».
Отличный пример из нашей реальности – это проезд оживленного перекрестка в час пик. Я готов не выезжать на перекресток, если вижу, что на другой его стороне – затор, но при условии, что все остальные водители тоже не будут этого делать. Но так как мне нужно ехать и при этом как можно быстрее (как и всем остальным) и я не уверен, что остальные будут стоять и ждать пока рассосется пробка на той стороне, а не опередят меня и не проедут первыми, то я еду. Тем самым создаю еще больший затор, перекрывая движение своей машиной. При этом проигрываю и я, и все участники движения.
2) «Позиционные» блага (в отличии от «материальных» благ таких как бумага, дома или бензин) – это блага которые дефицитны по своей природе – их мы не смогли бы произвести в большем объеме, даже если бы захотели. Примером позиционных благ может служить социальный статус (элитарность – это то, что по определению доступно лишь очень ограниченному числу людей), или «крутизна» (Apple – круто, Microsoft – отстой, органическая еда - круто, фастфуд – отстой), которая стала главным атрибутом среди нових признаков статуса в современном западноевропейском и североамериканском обществе, затмив традиционные ориентиры.
Так как высоким социальным статусом (или недвижимостью в центре города или любым другим позиционным благом) могут обладать лишь немногие, то развивается «борьба кошельков» за эти блага. Атрибуты высокого социального статуса (любые – от часов ролекс до ужина в крутом ресторане, стоят так дорого потому, что они «должны» быть доступны лишь «счастливому меньшинству», иначе они теряют смысл). Потому гонка за статусом – игра, ведущаяся по правилам «диллемы узника», в которой проигрывают все участники.
Исходя из этих эффектов авторы критикуют контркультурных бунтарей и показывают как такой бунт способствует дальнейшей эскалации консюмеризма и созданию новых рынков сбыта, «крутых» товаров, свидетельствующих об особом статусе их обладателей. Таких как органическая еда, «крутая» одежда и обувь и т.д.
По ходу дела они еще проходятся по антиглобалистам, экстремистам-экологам, критикам медицинской системы и теоретикам технократи, которые пытаются в своих теориях игнорировать вышеупомянутые социально-экономические эффекты.
Книга написана живым языком и, не смотря на обилие ссылок и полемику с различными незнакомыми мне авторами, читается достаточно легко.