PROG ROK

| 17 | Розділ: | 16 серпня 2006 15:58

PROG ROCK
Прогрессив-металл (иногда название сокращают до прогрессива) – пожалуй, самое интеллектуальное направление в современной тяжелой музыке, явный антипод такого музыкального стиля, как панк-рок. Если прослеживать всю историю прогрессива, то корни его теряются в далеких шестидесятых годах XX века, когда только-только поднимала свою голову думающая молодежь, из рядов которой вышли признанные мастера психоделии и арт-рока – Procol Harum, Moody Blues, Atomic Rooster, Nice, Pink Floyd (замечу сразу – эти группы правильнее относить все же к арт-року, нежели к прогрессиву, поскольку последний термин сугубо американский, и в британском арт-роке есть довольно много различий с американским прогрессивом; так что правильнее, на мой взгляд, именовать старые команды типа Procol Harum или ELP именно арт-роком, а не прогрессивом). Тогда молодежь (не в пример сегодняшней!) хотела и могла думать о чем-то возвышенном, философском и представлять все это в виде музыки. Ее, эту музыку, и сегодня воспринимать достаточно непросто, а по тем временам это было что-то из ряда вон выходящее, тем более, что наступала эпоха рок-н-ролла, на большой сцене правили бал великие «Битлз». И, тем не менее, арт-рок, как музыкальный жанр, не растаял среди всего этого, а все совершенствовался и совершенствовался.

Шли годы, сменялись поколения, профессионализм музыкантов, исполнявших арт-рок, рос с каждым днем – достаточно вспомнить такие великие имена, как Кит Эмерсон, Питер Хэммилл, Роберт Фрипп. Уже тогда в музыке арт-рокеров оформились те характерные особенности, которые потом плавно перешли в прогрессив – некая «заумность» текстов, сонатность и концептуальность композиций и альбомов, использование богатого арсенала классической музыки, джаза, фольклора, авангарда и этнической музыки. Но этот оформившийся арт-рок отличало от его прото-форм то, что музыканты творили с ясным сознанием, а не летали где-то далеко за облаками, накачанные галлюциногенами (характерный тому пример – Джим Моррисон из Doors и Сид Барретт из ранних Pink Floyd). Музыка становилась более академичной, более совершенной, но время арта постепенно уходило. На сцене появились новые герои в лице Sex Pistols и им подобных – наступала эпоха панк-рока. Новое поколение \"выбрало Пепси\", что вызвало ответную реакцию определенной его части в виде неожиданно нагрянувшей \"панк-революции\". Собственно говоря, неожиданно для себя вошедшие в моду панки тоже не представляли себе, во что выльются их безобразия. А вылились они вот во что: Быстро сообразив, что на новой модной музыке можно легко и хорошо заработать (благо, себестоимость невысока, а коммерческая отдача хорошая): толпы макларенов рыскали по кабакам, трущобам и помойкам в поисках очередных джонироттенов. Наспех обучив их кое-как \"лабать\" и хорошенько поработав с ними по части имиджа, макларены отправляли их на заработки, а публика съедала все это с превеликим удовольствием. Критики, еще вчера певшие дифирамбы YES и GENESIS, бросились наперебой хвалить новые веяния, посмеиваясь над прежними \"заумными псевдо-интеллектуалами\", и \"в приличном обществе\" стало как-то даже неудобно сознаваться в своей привязанности к академическому року. В результате действительно талантливые музыканты (те же SEX PISTOLS, например) оказались буквально затоптаны толпой раскрученных бездарей, быстро дискредитировавших панк-рок как направление, и всего через каких-то два-три года мода стала спадать.

К сожалению, на британской прогрессивной рок-сцене тех лет подобных всплесков больше не наблюдалось. Арт-рок-движение к началу восьмидесятых окончательно сникло и коммерциализировалось. Последнее время стало очень модно рассуждать о причинах этому способствовавших, так что давайте и мы, не отставая от моды, порассуждаем на эту тему.

Среди одной из основных причин сами музыканты называют то, что в середине семидесятых на большинстве радиостанций были введены стандарты, ограничивающие время звучания композиций, передаваемых в эфир, тремя-четырьмя минутами. Такие группы, как YES, CAMEL, GENESIS… с их сложными монументальными многочастными композициями просто не могли вписаться в столь узкие рамки и вынуждены были либо упрощать и укорачивать свои произведения, либо уйти из радио-эфира. Наверняка это в значительной степени способствовало \"вымиранию арт-рок-динозавров\", но считать это основной причиной их гибели не следует, ведь и хард-рок, и блюз, вполне в этот стандарт вписывавшиеся, находились в том же плачевном состоянии. Скорее всего, собака зарыта гораздо глубже. Возможно, к концу десятилетия в рамках этого стиля были сделаны уже почти все возможные открытия (вторичность современного \"прогрессива\" тому яркое свидетельство). А музыканты, привыкшие экспериментировать и идти вперед (или в сторону, но главное – идти, и назад не сворачивать), не желали топтаться на месте и были сильно дезориентированы и подавлены, не понимая, куда им двигаться дальше. Резко перестроиться \"в духе времени\" и плыть по течению они не могли, а становиться респектабельными джентльменами, интеллектуально музицирующими в свободное то занятия бизнесом время, не хотели. Но главной причиной стало кардинальное изменение вкусов и потребностей аудитории. Ничего не поделаешь, у каждого поколения свои герои. Студенческая аудитория, на которой в основном и держался прогрессивный рок, резко расслоилась. Окончательно увядшее движение \"детей цветов\" и давно забытые и отправленные в утиль большей частью молодежи битники уже не подпитывали арт-рок-движение идеологически, и всепоглощающая \"Американская Мечта\" с ее основными ценностями - \"семья, работа, карьера\" все больше и больше овладевала массами, что заметно способствовало выходу на передний план героев дискотек. Прежние герои, стремящиеся \"изменить мир: своей музыкой\" казались уже смешными донкихотами, если не нелепыми лицемерами. Панки тоже отвергли эстетику академического рока, и их музыка, во многом была возвращением к архаичному рок-н-роллу в его маргинальной форме. Новый лозунг панков \"Я ненавижу Пинк Флойд\" очень напоминал прежнее стебалово \"Roll Over Beethoven\", и их презрение к арт-року как к олицетворению \"лицемерной буржуазной морали\" очень напоминало отношение к классической музыке первых рок-н-ролльщиков. Слово \"бунт\" опять сделалось ключевым в роке и если арт бунтовал против хамства и невежества, то новое поколение \"борцов\" сделало хамство и невежество своим \"орудием пролетариата\" - главным оружием в борьбе не \"за\", а \"против\". Против чего? А хрен его знает, главное против!

В конце концов, \"бунтовать\" таким образом, быстро надоедает, и вскоре уже довольно значительная их часть превратилась в обычных неперебесившихся юношей, просто играющих в панков по вечерам, после институтских лекций, или рабочего дня, спокойно проведенного в конторах и офисах. И эта тенденция вскоре стала доминирующей. Вот такой расслоенной и не знающей куда податься, застали британскую аудиторию восьмидесятые. Но вскоре ей очень четко и доходчиво объяснили, куда надо двигаться, и какой должна быть настоящая музыка.

В восьмидесятые тон прогрессиву задавали такие команды, как Asia, Marillion, IQ, но по существу это были клоны двух самых именитых арт-рок-групп Genesis и Yes. Нельзя сказать, что они попросту копировали «старичков», у них были интересные новаторские моменты, музыка этих групп несколько утяжелилась по сравнению с «оригиналом», но и их ждала та же участь – опопсение….

К тому времени начинает зарождаться такое направление современной тяжелой музыки, как металл. В начале 80-х «Металлика» выпускает свои первые альбомы, по праву считающиеся основой основ современного трэша; в 1981 году выходит дебютный альбом пионеров блэк-металла, англичан Venom. Как грибы после дождя, тут и там возникают новые группы и новые музыкальные течения – дэт, дум, готика и т. п. И можно сказать наверняка, что современный прогрессив-металл впитал в себя все лучшие черты, присущие классическому академическому арт-року и некоторым направлениям тяжмета. А иногда происходит обратное (к примеру, у Cynic, Atheist): металлические группы доводят технику игры до уровня, сравнимого с уровнем игры прог-роковых команд. В основном же, большинство прогрессив-металлистов сегодня сумели найти баланс между навороченностью и мелодией, оставаясь при этом верными своим идеалам. Таковы американцы Dream Theater (самая влиятельная прог-металлическая команда на сегодняшний день) и сайд-проекты бывших и нынешних участников группы (OSI, Planet X, Platypus, Liquid Tension Experiment, Mullmuzzler), Symphony X, Fates Warning, Queensryche, Savatage, Trans-Siberian Orchestra, шведы Pain Of Salvation, австрийцы Edenbridge (хотя и не в чистом виде). Но все же большинство из них крайне неслушабельны в том смысле, что не до всех доходит то, что передается в музыке из-за поистине гигантских размеров композиций (средняя песня прогрессивной команды длится 10-15 минут, рекорд же поставили американцы Dream Theater на своем двойном альбоме Six Degrees Of Inner Turbulence: главная тема длилась около 42 минут и для облегчения восприятия была разделена на 8 подчастей). Это очень сильно сближает прогрессив-металл с классическим арт-роком и собственно с классической музыкой, которые до сих пор остаются элитарными и воспринимаются также с трудом.

Автор - Lord Of Darkness
Хочеш відповісти? Авторизуйся!

P@R+!Z@N | 16.08.06 15:59:11 | #

Хавайте

| 16.08.06 16:01:00 | #

шота слово прогресссів ніяк не вяжеться з ніком Lord Of Darkness )))))))

Pooh | 16.08.06 16:57:29 | #

" по праву считающиеся основой основ современного трэша "
після цієї фрази можна вважати всі наступні і попередні слова автора завідомо брехливими. прог в пєчь.

" Как грибы после дождя, тут и там возникают новые группы и новые музыкальные течения – дэт, дум, готика"
автар нібось думає шо готега це похідна від металу )))))))

" Это очень сильно сближает прогрессив-металл с классическим арт-роком и собственно с классической музыкой, которые до сих пор остаются элитарными и воспринимаются также с трудом. "

цікаво ким вони з трудом сприймаються? автором? лол ))) класіка лузірська музика.

Pooh | 16.08.06 16:59:37 | #

"сделало хамство и невежество своим "орудием пролетариата" - главным оружием в борьбе не "за", а "против". Против чего? А хрен его знает, главное против!"

кг/ам.

" Но вскоре ей очень четко и доходчиво объяснили, куда надо двигаться, и какой должна быть настоящая музыка."

о! я-я! арт рок спас мір ))) лол.

Kenni_=P | 16.08.06 17:34:58 | #

Пух, ну ти "бєса гоніш" =)) Підтримую 90% ;)

rham!d | 17.08.06 00:34:53 | #

майк портной - пидр

feel4you | 17.08.06 02:33:41 | #

А дальше последуют комменты типа "Вай - болван", "Гиллан - лузер", "Гилберт - дебил"? :)))

feel4you | 17.08.06 02:34:42 | #

[ до комента №3] "по праву считающиеся основой основ современного трэша"
Интересно, что тебе не понравилось в этой фразе? :)

Pooh | 17.08.06 02:38:48 | #

[ до комента №8]те, що треш це гілка хардкору, топто ПАНКУ, а не металу

feel4you | 17.08.06 14:31:31 | #

[ до комента №9] Треш имел несколько корней, если уж так. А метал - общее название направления тяжелой музыки, в которое, в том числе, входит треш.

Pooh | 17.08.06 16:26:52 | #

[ до комента №10] треш був першопочатково хардкорним, а лише потім його перейняли мятолісти ) такшо нінада!

P@R+!Z@N | 17.08.06 16:40:07 | #

[ до комента №11] http://rockarchive.ru/styles/thrash.htm

Pooh | 17.08.06 16:45:39 | #

фу! та ту статтю якийта міталіст писав)) він навіть умудрився сказати шо бляк фляк це перша команда Ролінса ))))) лол…

P@R+!Z@N | 17.08.06 17:23:09 | #

[ до комента №3]" " по праву считающиеся основой основ современного трэша "
після цієї фрази можна вважати всі наступні і попередні слова автора завідомо брехливими. прог в пєчь." - це про Металіку (вирізуй повні речення)
"" Как грибы после дождя, тут и там возникают новые группы и новые музыкальные течения – дэт, дум, готика"
автар нібось думає шо готега це похідна від металу )))))))" - мова не про метал
"" Это очень сильно сближает прогрессив-металл с классическим арт-роком и собственно с классической музыкой, которые до сих пор остаются элитарными и воспринимаются также с трудом. "

цікаво ким вони з трудом сприймаються? автором? лол ))) класіка лузірська музика." - багато людей не слухає прог тому шо там багато (більше ніж в інших) інструментальної музики.

[ до комента №4]What means кг/ам?
На рахунок " Но вскоре ей очень четко и доходчиво объяснили, куда надо двигаться, и какой должна быть настоящая музыка." то автор дійсно загнув

feel4you | 18.08.06 01:41:27 | #

[ до комента №11] ссылка на первоисточники имеется? али доказательства какие? :)

Pooh | 18.08.06 12:32:00 | #

[ до комента №15] While the origin of the term "hardcore punk" is uncertain, the consensus is that it caught on in the early 1980s and evolved simultaneously from different areas. Vancouver-based band D.O.A. has often been credited for popularizing the term hardcore due to the title of their 1981 album, Hardcore '81, but Bob Sallese, a New York City producer and manager, also used the word hardcore while promoting a 1981 Mob concert at the Camoflauge venue in Bayside, Queens.

The term that was common in New York City for the faster, newer subgenre of punk at the time, was thrash.

wikipedia 8)

feel4you | 19.08.06 03:38:00 | #

[ до комента №16] Авторитетность любого мнения, приведенного в википедии имхо весьма сомнительна из-за того, что писать там может кто угодно :) В инете можно найти сотню статей, написанных людьми с похожими взглядами, и сотню других, авторы которых о подобных вещах и слышать не хотят. Сколько людей, столько и мнений. Я придерживаюсь точки зрения, что влияние панка на появление треша было менее значительным, чем влияние хард-рока. Но это насчет треша. А так вообще-то не помешает вспомнить, что, скажем, мейдены вначале разбавляли хард-рок панком, и это привело к появлению NWOBHM.