Понравилась статья, взятая с российского форума барабанщиков
Рекомендую прочитать музыкантам, формирующим свое поведение, картинку на сцене и вообще.
+Спойлер
Мне в жизни повезло. Мой отец, Ной Авалиани, артист, балетмейстер, режиссёр, обладал прекрасной интуицией и творческой эрудицией. Он часто помогал мне в решении проблем сценического поведения, хотя я по складу характера – совсем не артист. Недавно он оставил этот мир, но в моей памяти, как и в сердцах его учеников, остались его бесценные мудрые советы. Мой опыт исполнителя-музыканта и педагога подтверждает верность и продуктивность главных его постулатов. Делюсь только тем, что стало моим опытом, навыком, умением.
Музыкант это человек. "Человек – это звучит красиво!" Концертное выступление рассчитано преимущественно на зрячих слушателей. Они приходят на музыкальное ЗРЕЛИЩЕ. Не разочаровывайте их!
Для начала хотя бы нужно осмысленно убрать всё лишнее из своего выступления, а значит, научиться без страха смотреть в зеркало и на видеокадры своего выступления. Ненависть к своему отражению сломала не одну судьбу артиста, особенно музыканта. Неприятие себя с одной стороны воплощается в дешёвом кокетстве, с другой стороны – в попытке скрыться за музыкой. Разберёмся с этими 2-мя недостатками подробно.
1. Дешёвое кокетство (кривляние) всегда выглядит убого, демонстрируя дурновкусие в попытке скрыть неумение себя показать. Музыкант – это пластика, введенная в звук! Это многоцветие эмоционального переживания, настроения. Мастер владеет изобразительными средствами в диапазоне от медведя до соловья. Можно утверждать, что 80% музыкантов имеют весьма скудные представления о красочности музыкальной палитры воздействия на человека. И задача подмастерьев-учеников преобразовать «диапанос в диапазон». Иначе их удел – шутовской арабеск со шпагой исполняемый Спиваковым в финале каждого произведения.
Учитесь богатству воображения у маленьких детей. Попробуйте их переиграть, тогда вы – артист. Дети прекрасно чувствуют фальш-кривляние и быстро теряют интерес к бездарным попыткам взрослых дураков кокетливо изображать игру. Они ценят искренность и чувствуют её.
2. Попытки скрыться за музыкой или за инструментом от внимания к персоне музыканта имеют, как правило, такую аргументацию: «Я не хочу ничего изображать! Я хочу просто играть!». А Вы видели «просто играющего» музыканта? Уверены? Паганини «просто играл»? Нет. Он выламывал инструмент! Или Горовиц «просто играет»? Нет! Никакой агрессии, но лёгкость и удивительная глубина. Защитники второго недостатка ( ложной скромности) часто говорят: «Руки заняты, чем изображать то?». Для них вопрос простой: «А мозги заняты? А сердце занято?» Настоящий концертный слушатель часто закрывает глаза, чтобы ему не мешала ущербная картина человека, «занятого производством звуков», чтобы наслаждение от прекрасного не пачкалось…
Если Вы болезненно воспринимаете вопрос артистизма, то проблема есть. Мало того, я смею утверждать, что каждый урод ненавидит этот вопрос: уродство духовное вызывает уродство пластическое, выражающееся или в зажатости-закрытости или в кривлянии. Для исправления нездоровых тенденций в исполнении музыки, перейдём от языка музыкального к вербальному. Разговаривая, уберите ваши руки (например, за спину) и попытайтесь объяснить то, что вы хотите сыграть на инструменте, какие настроения, какие краски, как вы собираетесь это воплотить. Результаты попытки: ясность замысла, возможности вариантов…Обратите внимание, речь идёт не о Вас, а о музыке. И это принципиально важно! Отдав должное госпоже Музыке, переходим к исполнителю и его личности.
Принцип такой: сначала разоружаемся (раскрываем свои проблемы), потом вооружаемся (приёмами и методиками). Итак, что бы Вы стали прятать, когда камера наезжает крупным планом, когда микрофон включён и запись пошла? Наверняка кто-то скрывает, что одно ухо плохо слышит, что косит глазами, когда нервничает, что хочет в туалет при напряжении, что заикается, закашливается… И что? Надо перестать косить или писаться? Нет, надо перестать зажиматься по этому поводу! Одолевать, а не мучиться! Без самоодоления никто ничего не добьётся. Сопутствующий вопрос – способны ли Вы обсуждать свои внешние и внутренние недостатки (мнимые и реальные)? Если трудно, возьмём третье лицо – обсудим друга. Давайте поможем другу в борьбе с его проблемами на сцене.
Прежде всего, для выступающего важно снять лишнее напряжение. Первый враг выступления – зажим. Поможем? Конечно! Помогать – это значит не брать на себя инициативу любым способом, а создавать условия для спокойного парения, плавания, творческой пахоты, ровного горения. Участливо значит чутко друг к другу: не хлопать по плечу так, чтобы он отлетел.
Сначала обратите внимание (своё а не его) на «пунктик» на котором он «хромает». Надо знать слабость – в чём его хромота. Конечно, высший судия – он сам (особенно начинающий артист). Самоедство и полезно и вредно (зависит от дозировки и природных сил пациента).
Затем деликатно помогайте исправлять. Всё исправимо, но следите за своими способами общения. Знаете как реагирует на замечания Ваш друг, о чём он может и должен волноваться? Знаете как исправлять? Вперёд! Известна ненавязчивая формула: «Хорошо бы тебе так или вот этак …это дело преодолеть».
Старые опытные комики советуют: не надо прятать! Всегда найдётся тот, кто видит. Перестаньте скрывать недостаток, который Вы наверняка преувеличили. Пряча его, Вы наоборот обращаете внимание. Т.е. научитесь относиться к этому наплевательски! Ошибочно так же считать, что физический недостаток – тот замок, который не даёт успеха. Например: Г. Хазанов сразу показывает свой профиль и всё! Внимание всех в дальнейшем в его руках.
Классическая театральная школа советует развивать голос! Половина невралгий – это зажатый, удавленный голос. Любой недостаток речи преодолевается, часто без логопеда. Вытаскивайте сильную сторону, которая противостоит Вашему недостатку. Борьба за себя, а не с собой. Вызывайте в себе контрастный настрой. Добрая улыбка – ответ на любую смущающую ситуацию. Это не ехидная (насмешливая) улыбка, а здоровая открытая не злобная.
Учитесь «разоружаться» с самыми близкими. Найдите кого-то среди них, способного Вас адекватно воспринимать. Для раскрытия нужна храбрость. Но нельзя быть трусом ни учителю, ни лекарю. А артист – это и учитель и лекарь в одном лице! Самый счастливый человек не знает, что он кривой, сопливый, что у него смешно висит губа, глаз судорожно моргает. Но Вы как друг должны предполагать, что его «ахиллесова пята» скажется в карьере музыканта. А значит, Вы можете опережающе взаимодействовать и спасти!
Принятие себя – основа любой серьёзной духовной работы, в том числе в формировании артиста. Древняя йога учит тому, что неприятие чего-либо в себе – это неприятие находящейся в нас частицы Вселенной, её стихии или свойства. Это может служить причиной самых серьёзных заболеваний. Отказывая себе, мы отрицаем то, что Вселенная прекрасна и справедлива, мы противопоставляем себя Вселенной. Есть две крайности: одна – самооправдание, другая – самобичевание. Принятие себя без оправдания и без уничижения – это и есть «золотой» серединный вариант. Но важно не спешить в этой работе, принятие себя не может быть насильственным и резким, ибо тогда оно уже будет непринятием (Ар Сантэм).
А напоследок – список того, что публике больше всего не нравится видеть на сцене (опрос в «одноклассниках»): исполнитель не умеет двигаться; натянутая неестественная улыбка; страх перед публикой; вычурные телодвижения, закатывание глаз; фальшь и неискренность; красование собой, тараща глаза; пофигизм и неуверенность в себе; притопывание ногой; нервное постукивание пальцами по микрофону; курят или жуют жвачку; скучают на сцене; дилетантские шутки; оголение без настроения; манерное кривляние. Успехов Вам, дорогие коллеги!!!
И.Авалиани.
Педагог РАМ им. Гнесиных, доцент Академии им.Маймонида и пр.